РФ: +7 495 280 36 69 office@advokat-sazonov.ru
Все, что нажито нечестным путем… Или почему необходимо пересмотреть закон «об амнистии капиталов»

Пресс-центр

Публикации
Публикации: Все, что нажито нечестным путем… Или почему необходимо пересмотреть закон «об амнистии капиталов»
14 Сентября 2015
Все, что нажито нечестным путем… Или почему необходимо пересмотреть закон «об амнистии капиталов»

Все, что нажито нечестным путем… Или почему необходимо пересмотреть закон «об амнистии капиталов»

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, ректор Академии НОСТРОЙ Николай Капинус рассказал «КП» об экономических и уголовно-процессуальных аспектах «амнистии капиталов».

В начале июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Неофициально его называют законом «об амнистии капиталов». Новый закон гарантирует освобождение от административной, уголовной и налоговой ответственности людей, которые добровольно захотят легализовать свои денежные накопления и имущество.

Речь идет о возвращении в Россию капиталов, прежде всего, из оффшорных зон. Происхождение денег может быть разным, но если они вернутся в Российскую Федерацию, то их владелец не будет нести ответственность за то, каким способом их получил.

- Зачем нужна такая экстраординарная мера?

- В России уже объявлялись экономические амнистии. Например, амнистия от второго июля 2013 года распространялась в основном на лиц, совершивших экономические преступления. Одним из ее обязательных условий было предварительное возвращение имущества потерпевшим и возмещение убытков.

Еще раньше, в 1993 году Указом Президента РФ были освобождены от применения санкций физические и юридические лица, которые объявили о своих неуплаченных налогах за 1993-й и предшествовавшие годы и внесли их в полном объеме в бюджет Российской Федерации.

Опыт проведения амнистии капиталов в зарубежных странах свидетельствует о том, что это приносит дополнительные средства в бюджет государства, ведь возвращаются, в том числе, и налоги. А своей экстраординарностью эта мера подчеркивает стремление государства убедить граждан в том, что воспользоваться амнистией капиталов - выгодно.

Как отмечает в исследовании «Амнистия капиталов: мировой опыт» адвокат Всеволод Сазонов, «одна из самых успешных в мировой практике экономических амнистий была проведена в Италии в 2001 - 2002 годах. Правительству этой страны удалось выявить и устранить причины, которые приводили к оттоку капиталов и уклонению от уплаты налогов». Согласно Декрету о легализации, заявитель был обязан был заплатить 2,5 процента от задекларированной стоимости имущества или приобрести итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12 процентам от стоимости сокрытого имущества. Взамен налоговые органы выдавали специальные «сертификаты конфиденциального взноса», гарантировавшие освобождение от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до амнистии. Гарантировалась полная конфиденциальность. Одновременно с амнистией были ужесточены меры ответственности за нарушение налогового законодательства. В результате только за первые два месяца итальянские бизнесмены вернули капитал в размере 61 миллиард евро, а налоговые сборы составили 24 миллиарда евро. Один только единовременный налог с возращенных активов принес в бюджет 1,4 миллиарда евро.

- Как российские законодатели решают вопрос привлекательности условий амнистии капиталов?

- Закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает создание простого и понятного механизма добровольного декларирования имущества, счетов или вкладов в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе, за пределами Российской Федерации. Этот механизм представляет собой подачу декларации в налоговый орган или федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок с первого июля по 31 декабря 2015 года.

Если в декларации содержится информация о преступлениях в сфере экономической деятельности, совершенных до первого января 2015 года, участники программы «амнистии капиталов» получают гарантию освобождения, в том числе, и от уголовной ответственности. Эта мера достаточно радикальна. Однако, она действует, только в том случае, если к моменту представления декларации в отношении лица еще не было возбуждено уголовное дело по этому преступлению.

Поэтому потребовалось вносить изменения и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Теперь суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа, прекращает уголовное преследование человека, подозреваемого или даже обвиняемого в совершении экономического преступления, если он добровольно сообщил о скрытых доходах в соответствии с законом «об амнистии капитала». При этом получив освобождение от уголовной ответственности, он не обязан возмещать ущерб и перечислять в федеральный бюджет денежное возмещение и полученный доход.


Таким образом, податель декларации оказывается в более выгодном положении, чем фигурант уголовного дела, который не воспользовался законом «об амнистии капиталов», но в отношении которого прекратили уголовное дело, если он до суда полностью возместил ущерб, нанесенный бюджету.

С одной стороны, «амнистия капиталов» предусматривает определенные послабления со стороны государства. С другой стороны, речь идет о фактической дискриминации. Получается, что тот, кто законы нарушал и подал декларацию, полностью освобождается от ответственности. И наоборот, законопослушные граждане, ничего не нарушавшие, но не декларировавшие своих активов, иммунитета от возможных претензий к ним и расследований не имеют.

Таким образом, полагаю, что цели, условия и механизмы добровольного декларирования физическими лицами активов и счетов или вкладов в банках должны быть пересмотрены с позиции уголовного права и уголовного процесса. Нужно не только объективно анализировать возникновение капиталов, подлежащих декларированию, но и процессуально гарантировать принцип равенства всех участников уголовного процесса, независимо от степени совершенного преступления и объемов средств, подлежащих декларированию.

http://www.spb.kp.ru/daily/26432/3304344/