РФ: +7 495 280 36 69 office@advokat-sazonov.ru
Об ограничении доступа к рынку

Пресс-центр

Публикации
Публикации: Об ограничении доступа к рынку
16 Мая 2016
Об ограничении доступа к рынку

Об ограничении доступа к рынку

Иностранные лица в судебном представительстве: почему важно защитить юридический рынок в России?

Совсем недавно в Государственную Думу ФС РФ был внесен проект поправок в АПК РФ и ГПК РФ, запрещающий иностранному государству, международной организации, находящейся под их контролем организации, иностранному юридическому лицу, российскому юридическому лицу с иностранным участием, их работникам, иностранному гражданину быть представителем в арбитражном и гражданском судопроизводстве, за исключением случаев, когда указанное лицо является стороной спора. В пояснительной записке к законопроекту актуальность введения запрета объясняется «назревшей необходимостью», вызванной введением антироссийских санкций со стороны большого числа иностранных государств, а также негативной макроэкономической ситуацией.

Необходимо отметить, что указанная выше идея не является новой. Вопрос об ограничении иностранным лицам доступа к юридическому рынку поднимался уже не раз. К примеру, в 2014 г. был отклонен законопроект, разработанный в ответ на первые антироссийские санкции, в соответствии с которым предлагалось ограничить оказание на территории Российской Федерации аудиторских и консалтинговых услуг иностранными компаниями и гражданами. Однако тогда ограничения касались иностранных лиц только из тех стран, которые вводили санкции против России.

Запрещение иностранным лицам выступать в качестве представителей в отечественном гражданском и арбитражном судопроизводстве является достаточно важным и актуальным вопросом. По мнению автора законопроекта, его принятие и реализация действительно позволит простимулировать развитие института национального судебного представительства. Об этом свидетельствует и опыт иностранных государств. Так, в ряде стран, в частности, Бразилии, Индии, Китае и ОАЭ, ограничено участие иностранных юридических фирм в национальных судебных процессах с целью защиты собственного юридического рынка. Более того, законодатели многих стран осознали важность сильного национального юридического бизнеса, связанную с необходимостью обеспечения независимости национальных компаний от услуг, предоставляемых иностранными юридическими фирмами. В таких странах для осуществления юридической практики иностранному лицу, помимо всех прочих требований, необходимо также получить лицензию в соответствующем государственном органе, а представлять интересы лиц в судах могут исключительно национальные юристы. В Российской Федерации же максимально открытый юридический рынок, никаких лицензий, специальных разрешений практически не требуется.

Безусловно, России нужна «самостоятельность» в юридической сфере. Особенно отчетливо эта необходимость проявилась в условиях антироссийских санкций и сегодняшнего положения государства на международной арене. С введением санкций странами ЕС и США многие международные юридические фирмы отказались от дальнейшего сотрудничества с российскими компаниями-клиентами. Конечно же, для таких игроков юридического рынка потерять одного клиента не так существенно, в то время как для российской компании, тем более, если говорить о крупной компании, неожиданное прекращение юридического обслуживания может обернуться серьезными проблемами и потерями. Таким образом, российский бизнес не может целиком и полностью полагаться на защиту и зависеть от зарубежных юридических фирм.

Сегодня национальные юристы вполне успешно конкурируют с иностранными юридическими фирмами в РФ. Однако национальные юридические фирмы не во всех сферах могут составить достойную конкуренцию иностранным юридическим образованиям. В частности, это касается английского права и международного права. Данное обстоятельство объясняется наличием большего опыта и практики в этих сферах у зарубежных коллег, которые оказывают услуги по данным направлениям на ежедневной основе.

Говоря о конкурентных преимуществах иностранных юридических фирм перед российскими фирмами в ряде сфер, можно отметить и позитивные моменты в появлении иностранных лиц на российском юридическом рынке. Иностранные коллеги задали высокую профессиональную планку в России, подняв уровень оказания услуг до мирового стандарта и увеличив качественную конкурентоспособность. Отечественные юристы переняли у пришедших на национальный рынок иностранных коллег манеру ведения бизнеса. Это многого стоит.

На сегодняшний день национальный рынок юридических услуг перенасыщен российскими специалистами, которые находятся в жесточайшей конкуренции не только между собой, но и с иностранными юристами, осуществляющими практику на территории России. В таких условиях борьба за клиента приобретает характер выживания для российской юридической фирмы, которая изначально находится в неравных условиях с иностранной юрфирмой.

Вопросы, касающиеся национального права, решаются с привлечением российских юристов. А по вопросам корпоративного и международного права крупнейшие российские предприятия и ТНК находятся на обслуживании иностранных юридических фирм. Казалось бы, такое распределение сил на рынке юридических услуг вполне закономерно. Но так ли это? Давайте разберемся. На протяжении последних лет наблюдается тенденция глобализации юридического рынка, международные фирмы, так называемые «ильфы», расширяют свою географию, завоевывая все новые и новые перспективные рынки, одним из которых стал и российский рынок. Причем самый дорогостоящий его сегмент – обслуживание корпоративных и внешнеэкономических отношений – уже поделен между крупными иностранными юридическими фирмами.

Так правильно ли то, что Россия не просто открыла свой рынок для иностранных юристов, но и никоим образом не ограничила иностранное присутствие, позволив им монополизировать обслуживание наиболее крупных участников российской экономики? «Национальность» юридического бизнеса в той или иной стране имеет важное значение – она напрямую связана с государственным суверенитетом и государственной безопасностью. Автор законопроекта полагает, что участие любых работников иностранных компаний в качестве консультантов и юристов может негативно сказаться на экономической безопасности страны, так как они получают доступ к коммерческой тайне компаний. Его опасения вполне понятны, учитывая, что иностранные юридические фирмы работают в интересах российских органов власти, госкомпаний, оборонных и системообразующих предприятий, сопровождая их крупные сделки, получая доступ к конфиденциальной информации. 


Таким образом, подводя итог вышеизложенному, необходимо констатировать, что в рассматриваемом вопросе очень важна поддержка со стороны государства. Законодатель должен предусмотреть протекционистские и стимулирующие меры в отношении национального юридического рынка. Принятие законопроекта об ограничении возможности иностранных юридических фирм выступать представителями в арбитражном и гражданском судопроизводстве в России, сохранив за ними право предоставлять консультационные услуги в сфере международного законодательства, станет значимым шагом в этом направлении.

http://www.advgazeta.ru/blog/posts/247