РФ: +7 495 280 36 69 office@advokat-sazonov.ru
История применения американских санкций против России

Пресс-центр

Публикации
Публикации: История применения американских санкций против России
26 Февраля 2020
История применения американских санкций против России

История применения американских санкций против России

В истории применения санкций США против России большую роль сыграла поправка Джексона-Вэника 1974 года к Закону о торговле США, которая указывала: «Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 03 января 1975 года, независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (стандартным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а Президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна:      

1. отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

2. облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо

3. облагает более чем номинальным налогом, сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3»).

Данная поправка действовала в отношении СССР, а потом России с 1974 по 2012 г. Отмена поправки против России обуславливалась несколькими событиями:  во-первых, вступление России в ВТО, а данная поправка значительно ограничивала применение правил ВТО в отношении России, а во-вторых, в то же время с отменой поправки Конгрессом был принят «Акт Магнитского» и подписан тогдашним президентом США Барак Обамой, в соответствии с которым были введены персональные санкции в отношении лиц, по мнению США, причастных к смерти аудитора Сергея Магнитского. Данные санкции касались запрета на въезд в США, а также предполагали блокирование активов на территории США, которые принадлежали некоторым физическим лицам. В 2016 году закон Магнитского был заменен на новый, с глобальным действием. Он так и называется - Global Magnitsky Act. Новый закон позволяет властям США принимать меры против лиц во всем мире, ответственных за нарушения прав человека. На этом основании были введены санкции против чеченского лидера Рамзана Кадырова.

Новым этапом применения экономических санкций США против России послужили события 2014 года, связанные с воссоединением Крыма и Севастополя с Российской Федерацией и появлением двух новых субъектов в составе России вызвали обостренную реакцию в США, что привело к подписанию в марте - апреле 2014 года Президентом США Указов №133604№ 136615 и № 136626, основанных на International Emergency Economic Powers Act. В конце 2014 года Президент США подписал еще один Указ №13685, в соответствии с которым были введены территориальные санкции в отношении Крыма, крымских компаний и ведения бизнеса на территории Крыма. В течение последующих лет санкции расширялись. Если в начале 2014 года основанием стала предполагаемая деятельность России в Крыму и на Украине, затем санкции стали вводить в связи с событиями в Сирии, в связи с причастностью к определенным политическим группам.

Новым этапом в санкционной истории стал Countering America's Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA) от 2 августа 2017 г. Данный закон состоит из нескольких частей. Именно вторая - в отношении Российской Федерации.

Статья 231 обязывает государственного секретаря, посредством консультаций с министром финансов, ввести последующие санкции против неамериканских лиц, которые после даты вступления в силу CAATSA участвовали в значительных сделках с любыми из тридцати девяти российских компаний и государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере обороны и разведки.

Также стоит отметить положения статьи 242, которые обязывают в течение полугода предоставить Конгрессу отдельный доклад о потенциальных последствиях расширения санкций, согласно нормам, которые ограничивают возможности лиц США по совершению сделок с акциями и долговыми обязательствами российских государственных банков.

В соответствии со статьей 241 данного закона 29 января 2018 года был опубликован первый доклад по его российской части. Данный доклад включал открытую и закрытую часть. В открытой части были представлены имена так называемых «олигархов», которые к таковым, вероятно, были отнесены лишь потому, что являлись обладателями состояний более одного миллиарда долларов США. Помимо этого, в доклад включен список российских политических деятелей, которые, по мнению США, близки к Президенту РФ.

1 августа 2019 г. президент США Дональд Трамп подписал указ о введении санкций против России за инцидент в Солсбери. Указ касается процедуры введения ограничительных мер в отношении страны, нарушившей американский закон о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его применения от 1991 года. Этот же закон стал юридическим основанием для введения против России первого пакета санкций по «делу Скрипалей» в конце августа 2018 года.