РФ: +7 495 280 36 69 office@advokat-sazonov.ru
Введение в действие нового КОАП и Процессуального ‎кодекса РФ об административных правонарушениях ‎с 1 января 2021 года. Комментарий Всеволода Сазонова.

Пресс-центр

Публикации
Публикации: Введение в действие нового КОАП и Процессуального ‎кодекса РФ об административных правонарушениях ‎с 1 января 2021 года. Комментарий Всеволода Сазонова.
3 Февраля 2020
Введение в действие нового КОАП и Процессуального ‎кодекса РФ об административных правонарушениях ‎с 1 января 2021 года. Комментарий Всеволода Сазонова.

Введение в действие нового КОАП и Процессуального ‎кодекса РФ об административных правонарушениях ‎с 1 января 2021 года. Комментарий Всеволода Сазонова.

В настоящее время действующий КоАП РФ предусматривает ответственность за совершение административных правонарушений не только на территории РФ, но и за ее пределами, но исключительно для юридического лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 КоАП, за пределами Российской Федерации (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Проект нового КоАП предусматривает ответственность за административные правонарушения, направленные непосредственно против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное лицо не было привлечено за соответствующее деяние к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве. Из указанного нововведения следует, что к административной ответственности могут быть привлечены и иностранцы, совершившие антироссийские проступки за пределами Российской Федерации, при этом, двойная ответственность за одно и тоже правонарушение запрещена.

В некоторых государствах достаточно активно используется подобный механизм привлечения к ответственности иностранных граждан. Каким будет результат введения подобной нормы в законодательство Российской Федерации и насколько эффективно такой механизм будет действовать, пока сказать сложно.

Взаимодействие компетентных государственных органов и должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств в целях привлечения лиц, совершивших правонарушения, к административной и уголовной ответственности, происходит на основе принципа международного сотрудничества, закрепленного в соглашениях о правовой помощи, иных международных соглашениях и договорах.

Также стоит отметить, что реализация положений, предусмотренных законопроектом, повлечет расходы, связанные с оплатой труда адвокатов по назначению.

Так согласно ст.1.11 Процессуального ‎кодекса РФ об административных правонарушениях лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, а также в случаях, предусмотренных законом, иным участникам производства по делам об административных правонарушениях гарантируется государственная защита их прав и законных интересов в производстве по делам об административных правонарушениях, при этом отмечается, что в ряде случаях юридическая помощь оказывается бесплатно, что, безусловно, является шагом вперед к реализации одного из основных принципов правового государства: право на получение квалифицированной юридической помощи.

Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в законопроекте конкретно не поименованы, но из системного толкования норм, с учетом положений ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» можно сделать вывод, что к таким категориям относятся малоимущее, инвалиды, социально незащищенные лица, а также лица, подлежащие принудительной госпитализации в медицинскую организацию. Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд тенденции опубликованного законопроекта положительные, поскольку вносимые ранее в КоАП изменения зачастую не носили системного характера, что приводило к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и, в конечном счете, негативным образом влияло на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц. 

Безусловно, реформирование института административной ответственности было бы неполным и незавершенным без совершенствования процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, что и был сделано, но как это все будет работать на практике, покажет время.