Пресс-центр
Ядерное соглашение с Ираном: удержание «в узде» или новая ядерная держава
Соглашение об ограничениях иранской ядерной программы в обмен на постепенное снятие международных санкций было подписано 2 апреля 2015 года в Лозанне в рамках переговоров с «шестеркой» международных посредников. Подписанное соглашение получило разные оценки. Президент США Барак Обама назвал его «историческим взаимопониманием» и «хорошей сделкой», а премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посчитал, что «договоренность на таких условиях угрожает существованию Израиля» и лишь поможет процессу создания ядерного оружия и изменению «статуса кво» на Ближнем Востоке.
Но одно дело — подписать соглашение и совсем другое — его ратифицировать и начать исполнять. На волне не совсем перспективной политики США в Афганистане и Ираке, неудавшегося азиатского вопроса, кризисов в Сирии и на Украине, абсолютно провалившегося Ближневосточного урегулирования и «арабской весны» для Конгресса США ядерное соглашение в уже подписанном виде — «пощёчина». В Конгрессе заявили, что сделка с Ираном «содержит слишком много уступок». Конгресс беспокоится, что соглашение чересчур мягко подходит к проблеме ядерной политики Ирана и к последствиям снятия с Ирана санкций, т.к. при первоначальных переговорах вопрос снятия санкций не стоял вообще.
Уже после первых чтений в Конгрессе, «оптимистичный» Обама забыл об «историческом взаимопонимании», теперь Президент заявляет, что договоренности с Ираном «не разрешат все разногласия с США, но открывают новое направление в отношениях между странами» и «США оставят в силе санкции, введенные в отношении Ирана в связи с нарушением им прав человека». Но как расценивать поведения лауреата Нобелевской премии мира, его «виляния из стороны в сторону»? Президент «самой великой нации в мире» испугался собственного Конгресса? Или Обама не хочет портить впечатление о себе под конец своего последнего президентского срока?
Как ни печально для США, но на все эти вопросы имеются только положительные ответы. Провал демократов на выборах в Конгресс, а также «однополярная» политика Президента Обамы рассорили два самых весомых политических института США практически окончательно. Относительно соглашения с Ираном, стоит отметить еще и тот факт, что у самих демократов по данному вопросу мнения также разошлись — это на руку Конгрессу и явно не в пользу Обамы. Сделка, которая должна была бы быть «венцом творения» Обамы может обернуться крахом: или Конгресс не ратифицирует соглашение и Президенту необходимо будет воспользоваться правом вето (о чем он уже заявил), тогда внутриполитический кризис США еще больше усилится, или Обаме придется отступить и не настаивать на соглашении, но в обоих случаях Обама будет явно не в выигрыше.
Но это не только проблемы США, они могут повлиять и на мировую политику в целом, особенно во взаимоотношениях с союзниками на Ближнем Востоке. Тут и начинается самое интересное: «младший брат» и главный союзник — Израиль тоже против соглашения! И Конгресс, еще во время визита Беньямина Натаньяху в Штаты, высказал ему свою поддержку. Сам Обама не спешил встречаться с Натаньяху и только по телефону уверял, что никаких проблем для Израиля соглашение с Ираном не принесет.
Однако и тут Обама лукавил. После анализа приведенных выдержек из соглашения можно сделать вывод, что самое главное, а именно ресурсы (и человеческие и материальные) для производства ядерного оружия у Ирака остаются, что не помешает, как и не мешало ранее производить его в тех масштабах, которые понадобятся. Пусть не сегодня и завтра, но лет через 10-15 точно, что естественно не устраивает Израиль и демонстрирует Ближнему Востоку, что США не намерены поддерживать Израиль вопреки своим интересам.
Для россиян один из наиболее важных вопросов: что же делать России? Как известно, Российская Федерация принимала непосредственное участие в переговорах по ядерной программе Ирана и способствовала подписанию соглашения, но настолько ли положительно для себя?
Иран обладает почти 10% мировых запасов нефти, с момента образования МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии) в 1957 году Иран являлся активным участником агентства и, после снятия запрета на поставки нефти, всему рынку, в том числе и России, необходимо будет «подвинуться». Это приведет опять к снижению цен на нефть. Для России, которая все еще является одним из экспортеров сырья, снижение поставок на мировой рынок или уменьшение стоимости сырья отразится не самым лучшим образом на внутреннем рынке всей продукции.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что как для России, так и для мирового сообщества ядерное соглашение с Ираном будет являться новым витком в политической сфере, как и с положительной точки зрения, так и с отрицательной, в зависимости от того, кто раньше других «подружится» с Ираном.
http://echo.msk.ru/blog/advokat_sazonov/1618996-echo/