РФ: +7 495 280 36 69 office@advokat-sazonov.ru
Дополнения к конвенции о выдаче

Пресс-центр

Публикации
Публикации: Дополнения к конвенции о выдаче
22 Ноября 2016
Дополнения к конвенции о выдаче

Дополнения к конвенции о выдаче

На сегодняшний день важна не только процедура экстрадиции лица из одного государства в другое, но и охрана его прав и законных интересов.

Необходимость модернизации правовых инструментов в сфере уголовного судопроизводства, в том числе Европейской конвенции о выдаче (далее – Конвенция), принятой 13 декабря 1957 г. в Париже в целях расширения международного сотрудничества в уголовно-правовой плоскости, созрела достаточно давно.

Впервые приоритетность развития процессуальных инструментов и механизмов в сфере правового сотрудничества между государствами была отмечена на Третьем Саммите глав государств Совета Европы в мае 2005 г. в Варшаве. В дальнейшем, на международной конференции глав Министерств юстиции, которая прошла в ноябре 2006 г. в Москве под эгидой необходимости совершенствования европейского сотрудничества в сфере уголовного правосудия, были выдвинуты рекомендации Совету Европы, касающиеся усиления его влияния на процессы модернизации основных конвенций, регулирующих международное сотрудничество по уголовным делам, в том числе и о выдаче лиц в части устранения имеющихся пробелов и явных недостатков.

Действительно, Конвенция о выдаче является одним из наиболее старых международных договоров в области уголовного судопроизводства и остро нуждается в обновлении многих положений, эффективность которых, как показывает практика, далеко не совершенна. Многие нормы Конвенции, принятые более полувека назад, были просто не приспособлены к реалиям современности.

Проект Четвертого дополнительного протокола, изменяющего положения Конвенции в части вопросов истечения сроков исковой давности, запросов и подтверждающих документов, транзита, последующей выдачи лица в третье государство, каналов и средств коммуникации, был принят 20 сентября 2012 г. в Вене. Несмотря на то что Россия его подписала еще в феврале 2015 г., до сих пор не произошла его официальная ратификация. В целях устранения указанного юридического пробела 14 ноября 2016 г. в Комитет Государственной Думы ФС РФ по международным делам поступил инициированный Президентом РФ В.В. Путиным проект Закона о ратификации Четвертого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче, направленный на упрощение процедур по выдаче и адаптации положений Конвенции 1957 г. к реалиям современной действительности, регулируемой нормами международного права.

Во-первых, Протокол вносит изменения в положения, касающиеся истечения сроков исковой давности. Так, ранее ст. 10 Конвенции о выдаче предусматривала, что выдача лица в случае, когда оно не могло быть подвергнуто судебному преследованию или наказанию в связи с истечением сроков исковой давности, не осуществлялась. Четвертый дополнительный протокол дополняет данную норму положением о том, что в удовлетворении запроса о выдаче не может быть отказано на том лишь основании, что требуемое лицо в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны не будет подвергнуто преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности. 

Между тем при его ратификации Протокол позволяет государствам, присоединяющимся к его положениям, заявить о том, что они сохраняют за собой право не применять указанное положение, если запрос о выдаче был направлен в связи с совершением преступления, в отношении которого это государство само обладает юрисдикцией в соответствии со своим уголовным законодательством, и если законодательством государства прямо установлено недопущение выдачи, если требуемое лицо в соответствии с законодательством этого государства не будет подвергнуто преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности. На что, собственно, и указала Российская Федерация в проекте законопроекта о ратификации Четвертого дополнительного протокола.

Во-вторых, положения Четвертого дополнительного протокола к Конвенции направлены на упрощение процедуры транзита лиц, подвергнутых экстрадиции. Так, в соответствии со ст. 5 Протокола транзит через территорию одной из договаривающихся сторон разрешается по представлении запроса о транзите при условии, что соответствующее преступление не рассматривается стороной, у которой запрашивается транзит, в качестве преступления политического или чисто воинского характера. Такой запрос должен включать в себя информацию о лице, подлежащем выдаче, указание на постановление о взятии лица под стражу, характер и квалификацию преступления, а также описание обстоятельств дела, при которых было совершено преступление. При этом в транзите гражданина может быть отказано.

С принятием Четвертого протокола отменяется необходимость уведомления иного государства о пересечении ее воздушного пространства в том случае, если в указанном государстве не планируется посадка воздушного судна. Более того, Протокол гласит: транзит выдаваемого лица не должен осуществляться через территорию, в отношении которой есть все основания считать, что на ней жизни лица или его свободам могут быть созданы угрозы в связи с его расой, религией, гражданством или политическими убеждениями.

Между тем Четвертый дополнительный протокол позволяет государствам, присоединяющимся к его положениям, заявить о том, они будут разрешать транзит какого-либо лица только при соблюдении некоторых условий, на которых они позволяют выдачу. Чем, собственно, и воспользовалась Российская Федерация, указав в проекте законопроекта о ратификации Четвертого дополнительного протокола на то, что она оставляет за собой право разрешать иностранным государствам осуществлять транзитную перевозку по ее территории при соблюдении некоторых или всех условий, установленных законодательством Российской Федерации для выдачи.

В-третьих, Четвертый дополнительный протокол детализирует положения, касающиеся конкретности запроса о выдаче. Так, его положения запрещают предъявление обвинения или привлечение к судебному разбирательству за преступления, которые не были указаны в первоначальном запросе об экстрадиции лица, без соответствующего согласия на это выдающей стороны. Кроме указанных выше изменений к уже действующим положениям Конвенции о выдаче, изменениям также подверглись нормы, регламентирующие выдачу лица третьему государству. 

Так, в соответствии со ст. 4 Протокола, если лицо уже было выдано одному государству, оно в дальнейшем не может быть выдано третьему государству без согласия на это первой выдавшей страны. Ответ на такой запрос должен быть предоставлен страной в течение 90 дней. Также при решении запроса об экстрадиции Генеральная прокуратура РФ сможет требовать оригиналы или заверенные копии необходимых документов. Кроме того, создается также правовая основа для использования электронной связи при направлении запросов о выдаче.

Безусловно, централизация и модернизация процедуры сотрудничества государств по вопросам выдачи лиц, совершивших преступления, являются важной вехой современного международно-правового сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства. На сегодняшний день важна не только процедура экстрадиции лица из одного государства в другое, но и охрана его прав и законных интересов. 

Таким образом, расширение географии сотрудничества, налаживание четкого механизма экстрадиции должны стать важнейшим аспектом сотрудничества государств в сфере борьбы с мировой преступностью. Из года в год проблемы, связанные с экстрадицией, в том числе и наших сограждан, имеют место быть. Многие из них не разрешаются годами. В первую очередь такие проблемы возникают при истребовании выдачи лиц из Великобритании и США. Тем не менее необходимо отметить, что Великобритания входит в список тех немногих стран, которые уже ратифицировали Четвертый дополнительный протокол. Всего на настоящий момент Протокол ратифицировали всего 8 государств, среди которых Швейцария, Турция, Словения, Сербия, Латвия, Албания и Австрия. Будут ли работать новые положения Четвертого дополнительного протокола к Конвенции о выдаче – покажет время.

http://www.advgazeta.ru/blog/posts/412