РФ: +7 495 280 36 69 office@advokat-sazonov.ru
ОАЭ: +971 52 652 27 72 office@advokat-sazonov.ru
Китай: +86 150 1143 2070 office@advokat-sazonov.ru
Авиакатастрофа FlyDubai. Компенсации родственникам погибших

Пресс-центр

Публикации
Публикации: Авиакатастрофа FlyDubai. Компенсации родственникам погибших
31 Марта 2016
Авиакатастрофа FlyDubai. Компенсации родственникам погибших

Авиакатастрофа FlyDubai. Компенсации родственникам погибших

К сожалению, не для всех долгожданный отпуск на море приносит счастье. Иногда он может обернуться самой настоящей катастрофой. Так, 19 марта 2016 года в аэропорту Ростова-на-Дону потерпел крушение пассажирский самолёт авиакомпании FlyDubai, выполнявший рейс FZ-981 из Дубая. Безусловно, родственникам погибших понадобится не один месяц, чтобы прийти в себя. Однако, после того, как они осознают необратимость утраты, перед ними может возникнуть закономерный вопрос — вправе ли они рассчитывать на какие-либо компенсации?

Так, в частности, 20 марта 2016 года на официальном сайте авиакомпании FlyDubai была опубликована информация о том, что авиаперевозчик выплатит по 20 тысяч долларов США родным и близким пассажирам рокового рейса. Однако является ли данная сумма компенсации достаточной и обоснованной и не пытается ли перевозчик уйти от полной ответственности, регулируемой нормами международного права?! Данный вопрос заслуживает отдельного внимания.

Одним из первых правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 года (с изменениями и дополнениями от 1955 и 1975 г.г.

Важнейшим положением Варшавской конвенции являлся пункт, устанавливающий ответственность перевозчика за смерть и нанесение ущерба здоровью пассажира, в соответствии с которым такая ответственность перевозчика ограничивалась суммой, равной 10 000 (Десять тысяч) долларов США. Однако, 4 ноября 2003 года вступила в силу уже Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (далее — Монреальская конвенция), отменившая лимиты по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе, которые ранее устанавливала Варшавская конвенция. При этом необходимо заметить, что к моменту вступления в силу, одним из первых государств, подписавших Монреальскую конвенцию, были объединенные Арабские Эмираты.

Так, Монреальская конвенция ввела новую двухуровневую систему ответственности авиаперевозчика. В соответствии со ст. 21 Конвенции устанавливается объективная ответственность перевозчика в размере до 100 000 специальных прав заимствования (эквивалентно 9 675 000 рублей) независимо от вины перевозчика. При этом необходимо отметить, что такая ответственность не может быть перевозчиком исключена или ограничена. Что касается второго уровня ответственности перевозчика, превышающего установленный законодательством предел, то он основывается на презумпции вины перевозчика и не предусматривает каких-либо ограничений по размеру ответственности. Таким образом, именно на авиаперевозчике лежит бремя доказывания того, что ущерб не был результатом его небрежности или умышленных действий, а равно и того, что ущерб наступил в случае небрежности или умышленных действий третьей стороны.


Следовательно, анализируя вышеизложенное, необходимо сделать следующий важнейший вывод: родственник погибшего вправе в судебном порядке заявить любой размер материальной компенсации, лимит которой не ограничен. Это могут быть десятки и даже сотни миллионов долларов США. А перевозчик в свою очередь должен доказать, что катастрофа произошла не по его вине. Возвращаясь к авиакатастрофе Дубайского лоукостера, необходимо констатировать следующее. Срочная выплата, составляющая 20 тысяч долларов США родственникам погибших, является ничем иным «как каплей в море». Однако, это совершенно не означает того, что FlyDubai не выплатит материальную компенсацию в размере 100 000 специальных прав заимствований. Тем более, что Монреальская конвенция, ратифицированная и подписанная ОАЭ, напрямую предписывает такую обязанность для перевозчика.

В то же время не стоить обращать никакого внимания на заявления о том, что жертвы крушения не были застрахованы, следовательно, и рассчитывать на получение какой-либо компенсации не стоит. В международных перевозках это не имеет абсолютно никакого значения. Когда лицо пользуется услугами авиатранспорта, лицом, имеющим право застраховать пассажира, является авиаперевозчик. Но при этом родственники обращаются не к страховой компании, а к перевозчику, как виновному лицу в произошедшей авиакатастрофе. В то же время, по словам министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова следует, что авиакомпания FlyDubai застраховала разбившийся авиалайнер на общую сумму 500 миллионов долларов. Кроме того, нельзя не вспомнить про резонансный судебный процесс, завершившийся 10 марта 2016 года в Соединенных Штатах Америки. Так, Окружной суд Нью-Йорка вынес решение, в соответствии с которым Иран в качестве компенсации за теракты, произошедшие 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, должен выплатить родственникам погибших более 10,5 миллиардов долларов США. Суд, в соответствии с нормами Монреальской конвенции, посчитал, что Тегеран не доказал свою непричастность к оказанию помощи террористам. Следовательно, Иран должен нести материальную ответственность за причиненный жертвам ущерб. Прецедент создан, пора начинать вырабатывать судебную практику.

Подводя итог всему изложенному, необходимо обратить внимание на следующее. Для того чтобы получить материальную компенсацию со стороны авиакомпании, родственникам погибшего необходимо обратиться с иском в суд ОАЭ против авиаперевозчика. При этом суд, рассматривая дело по существу, должен руководствоваться ничем иным, как положениями Монреальской конвенции, так как, во-первых, ОАЭ являются участникам данной конвенции, а во-вторых, роковой рейс являлся международным, так как выполнялся полет с территории одного государства в другое.

Следовательно, суд, разрешая вопрос о размере материальной ответственности, должен руководствоваться ее двухуровневой структурой. Иного размера ответственности, устанавливаемого авиаперевозчиком в одностороннем порядке, быть не может. Таким образом, родственники погибшего вправе рассчитывать на сумму, в десятки и даже сотни раз большую, чем один миллион рублей, выделяемый из российского бюджета, и двадцать тысяч долларов США, выделяемые авиакомпанией, вместе взятые. Все что для этого требуется — обратиться к квалифицированным юристам и адвокатам на территории Эмиратов и предъявить соответствующий иск в суд.

http://echo.msk.ru/blog/advokat_sazonov/1739665-echo/