RF: +7 495 280-36-69 office@advokat-sazonov.ru
UAE: +971 52 652 27 72 office@advokat-sazonov.ru
China: +86 150 1143 2070 office@advokat-sazonov.ru
Вопросы налогообложения

Media center

Publications
Publications: Вопросы налогообложения
12 November 2015
Вопросы налогообложения

Вопросы налогообложения

27 октября 2015 г. ФНС России опубликовала проект приказа «Об утверждении перечня государств и территорий, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией» (далее – Приказ). Контроль за его исполнением возложен на заместителя руководителя ФНС России, координирующего вопросы международной деятельности и обмена информацией. Чтобы понять, для каких целей был создан данный перечень, необходимо обратиться к положениям Налогового кодекса РФ, а также к предыстории его появления.

С 1 января 2015 г. вступили изменения в ч. 1 и 2 НК РФ, касающиеся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. С инициативой принятий таких изменений выступил Президент РФ В.В. Путин. Еще на этапе своей разработки законопроект получил неофициальное название «Закон о деофшоризации». Данные изменения носят по-настоящему беспрецедентный характер. Закон не воспрещает осуществлять хозяйственную деятельность, а также хранить денежные средства за границей. Однако налоги теперь придется уплачивать в бюджет Российской Федерации. 

Главная цель – борьба с потерей государством налогов от прибыли, скопившейся за рубежом. В соответствии с принятыми изменениями у физических и юридических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, появилась обязанность декларировать в российских налоговых органах свои доходы от участия в капитале иностранных компаний. Задача проводимой деофшоризации, главным образом, сводится к распространению российских правил налогообложения на юридические лица, которые зарегистрированы в офшорных юрисдикциях, но принадлежат налоговым резидентам РФ.

Закон о деофшоризации закрепляет новое для российского налогового права понятие – Контролируемая иностранная компания (КИК). Так, в соответствии с ч. 1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом РФ; 


2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Согласно ч. 3 ст. 25.13 НК РФ контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25%; 

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50%.

При этом под осуществлением контроля над организацией согласно ч. 7 ст. 25.13 НК РФ понимается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами. Более того, в соответствии со ст. 25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РФ, должны уведомить налоговый орган о своем участии в иностранных организациях, а также о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

Таким образом, в НК РФ впервые появился механизм налогообложения на территории Российской Федерации контролируемых иностранных компаний (КИК) путем включения нераспределенной прибыли этих компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц. Такими лицами являются резиденты РФ. За неисполнение соответствующих обязанностей такие лица могут быть привлечены к ответственности.

Однако НК РФ предусматривает ряд положений, при достижении которых прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения на территории Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в соответствии с Кодексом в случаях, установленных подп. 3, 5 и 6 п. 1 ст. 25.13-1 Кодекса, если постоянным местонахождением такой контролируемой иностранной компании является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.

Пунктом 7 ст. 25.13-1 НК РФ также установлено, что перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким органом является ФНС России. Действующий сегодня Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н, а не Федеральной налоговой службой. 

Таким образом, для реализации положений п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ нужен новый перечень, утвержденный Федеральной налоговой службой России. Именно для достижения данной цели и был опубликован проект Приказа. На это свое внимание также обратило и Министерство финансов в Письме от 7 октября 2015 г. № 03-08-05/57368. Следовательно, ФНС России предлагает утвердить перечень государств и территорий, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.

Таким образом, личное распоряжение Владимира Путина послужило началом широкомасштабной кампании по выводу отечественных капиталов и налоговых поступлений обратно в Российскую Федерацию. Возможность аккумулирования прибыли в зарубежной компании, ее накопления пропала. Одновременно с этим проявились валютный контроль и правила жесткой финансовой отчетности. Эффект отложенного налогообложения больше не работает. Зато уплачивается налог на прибыль контролируемой иностранной организации.

С одной стороны, нововведения в российское налоговое законодательство имеют положительный эффект. Действительно, изменения направлены, главным образом, на борьбу с черным и серым бизнесом, использующие иностранные юрисдикции с целью уклонения от уплаты налогов. Правительство РФ пытается вернуть коммерческие структуры и отечественный капитал в российскую юрисдикцию.

С другой стороны, поправки можно считать по-настоящему суровыми. Оправдывает ли цель средства? Так, отечественному бизнесу придется отказаться от офшорных юрисдикций. Ранее, учреждая бизнес за рубежом, бизнесмены могли существенно сэкономить на налоговой составляющей. Кроме того, организуя бизнес за границей, предприниматели получали высокую долю конфиденциальности. Сегодня такие возможности осуществления бизнеса исчезли. На первый план вышла прозрачность и обязательность. 

При этом появилась прямая угроза национальной экономике, выражающаяся в повышенном контроле и внимании над собственностью. И как следствие – появление нового механизма давления на крупнейший бизнес, не желающий декларировать многомиллионную прибыль. Появляется закономерный вопрос. А захотят ли иностранные бизнесмены разместить свои средства в Российской Федерации?

Захотят ли они заниматься инвестированием в том государстве, где важнейшие государственные институты не работают должным образом, а бизнес может ликвидироваться в одну минуту?

К сожалению, защита бизнес-структур в России оставляет желать лучшего. Капиталы обычно выводятся туда, где безопасно и где тихо. В государстве, не выполняющем своих гарантий, их ждать не стоит. Таким образом, сегодня, в условиях оттока иностранных инвестиций и падения курса рубля такая налоговая нагрузка станет не только сдерживающим фактором развития и увеличения финансового роста Российской Федерации, но, возможно, и причиной разорения тысяч предприятий.

Таким образом, подводя итог, необходимо сказать о том, что опубликованный проект приказа ФНС России служит реализации развития соответствующих положений НК РФ. Составленный перечень государств и территорий будет использоваться с целью определения контролируемых иностранных компаний, прибыль которых не может быть освобождена от налогообложения в Российской Федерации. 

Таким образом, прибыль контролируемых иностранных организаций может быть освобождена от налогообложения только тогда, когда государство или территория постоянного местонахождения иностранной контролируемой организации не включена в рассматриваемый перечень и только тогда, когда постоянным местонахождением контролируемой иностранной компании является государство (территория), с которым заключен международный договор по вопросам налогообложения. 

В случае, если постоянным местонахождением контролируемой иностранной организации является государство, включенное в указанный перечень, прибыль такой организации подлежит налогообложению в Российской Федерации, если прибыль составляет более 10 миллионов рублей. Налог на прибыль контролируемой зарубежной организации исчисляется с суммы прибыли, переведенной в рубли по среднему курсу инвалюты, установленному Центробанком России (п. 2 ст. 309.1 НК). Ставки налога на прибыль КИК не отличаются от стандартных в России: 20% для организаций и 13% для физлиц.

Необходимо отметить, что в список попали 119 государств и 18 территорий. При этом он намного шире перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденного Министерством финансов РФ Приказом от 13 ноября 2007 г. № 108н. Предполагается, что приказ вступит в силу с 1 января 2016 г. Такое большое количество включенных в перечень государств свидетельствует о том, что в мире существует довольно много стран, с которыми у Российской Федерации по состоянию на 2015 г. не налажен обмен информацией для целей налогообложения.

http://www.advgazeta.ru/blog/posts/160