РФ: +7 495 280 36 69 office@advokat-sazonov.ru
Почему в России существует негативное отношение к внедрению иностранного права?

Пресс-центр

Почему в России существует негативное отношение к внедрению иностранного права?

Почему в России существует негативное отношение к внедрению иностранного права?

Вопрос правового заимствования в век мировой глобализации и интеграции является одним из ключевых для многих стран, в том числе и для России.


Изменение в нашей стране правового мышления, отказ от изоляции, ориентированность на развитие общества и экономики – основные черты правовой сферы современной России.
Ввиду отказа от идеологических убеждений, присутствующих в Советском Союзе, способность российского общества к правовой интеграции резко возросла. Также, ввиду перехода нашей страны к рыночной экономике, вопрос сближения правовой системы России с правовыми системами иных государств становился все более актуальным. В настоящее время едва ли можно найти того, кто будет убежден в идее развития России по самостоятельному пути без интеграции важнейших сфер жизни общества.

Известно, что правовое заимствование характерно для всех развивающихся стран и Россия не является исключением. Однако возникает вполне логичный вопрос, для чего необходимо заимствование в правовой сфере, если с созданием нормативно-правовых норм и институтов правового регулирования вполне могут справляться органы законодательной власти конкретного государства, существующие в тот или иной исторический период.

Стоит сказать, что цель правового заимствования – совершенствование всей правовой системы в целом, и отдельных институтов в частности.
В правовой теории принято выделять два вида правовых заимствований: 1) рецепция права; 2)правовой диалог.
Под рецепцией права (лат. receptio; принятие) понимается процесс заимствования принципов, норм у государства - донора (общества, правовой системы) с их последующим принятием реципиентом. В результате этого процесса, с одной стороны, государство-реципиент осуществляет заимствование права, происходит развитие общества (правовой системы), а с другой стороны, государство-реципиент оставляет свои национальные особенности в той или иной сфере общества.

Обращаясь к истории, одним из наиболее известных видов рецепции является заимствованием Германией и Францией принципов и норм римского права в свои правовые системы, это так называемая первичная рецепция. Вторичным заимствованием является в частности рецепция Россией правовых норм Германии, основанных на римском праве.


Правовой диалог, как вид правовой рецепции представляет собой двусторонний обмен правовым опытом, результатом которого является интеграция правовых систем.
В настоящее время указанный вид заимствования является наиболее востребованным. Благодаря правовому диалогу происходит унификация правовых систем, развитие международных отношений данных стран. Кроме того, при правовом диалоге, каждое из государств, взаимно обмениваясь правовым опытом, одновременно является и реципиентом и донором.

Нет никаких сомнений, что разумное заимствование иностранного права способствует развитию межгосударственных отношений, правовых систем, а также общества в целом.
Все же, не смотря плюсы правового заимствования и правового диалога, в настоящее время процесс рецепции иностранного права в России заметно снизился. Причин сложившейся ситуации достаточно много, однако попробуем рассмотреть основные.

Прежде всего, стоит сказать, что в настоящее время в нашей стране отсутствует четкая позиция, какую правовую систему для сближения необходимо выбрать, в каком объеме нужно проводить правовую рецепцию. Вопрос, по какому пути пойдет Россия: по европейскому, англо-американскому или по своему «собственному», – на данный момент остается без ответа.
Отсутствие теоретической обоснованности такого выбора приводит к тому, что отдельно взятые иностранные нормы права противоречат российской системе права, ее культурной среде. Механическое копирование норм права, заимствование правовых институтов без оглядки на правовую реальность современной России не принесет никакой пользы.
Кроме того, стоит отметить, что на фоне мировой политической накаленности и «русофобии» в ряде европейских стран в России возрастает популярность идеи о собственном отдельном развитии российского общества и правовой системы.

Однако с подобной концепцией, предполагающей изолированное развитие российского права согласиться нельзя. Во времена всемирной глобализации данный подход представляется в корне неверным.
Разумная правовая рецепция в условиях международного диалога безусловно оказывает позитивное влияние на развитие не только правовой системы и инвестиционной привлекательности России, но и российского общества в целом.

Так, в мировой практике существуют положительные примеры создания территориально-удаленно-обособленных территорий опережающего развития (международные финансовые центры), при условии благоприятной регуляторной среды (DIFC в ОАЭ и AIFC в Казахстане) с рецепцией иностранного права и правовых институтов.

Статистика работы данных центров говорит об их позитивном влиянии на экономику указанных государств, а также о большом вкладе в ВВП данных стран.

На сегодняшний день в Российской Федерации реализуются несколько проектов по созданию экономических районов: Российские Особые Экономические Зоны (РОЭЗ) - это масштабный проект, направленный на развитие регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм; Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности; Специальный административный район (САР) с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности для иностранных компаний.
На сегодняшний момент в Российской Федерации создано 9 Особых Экономических Зон, 18 территорий социально-экономического развития, а также 2 специальных административных районов.
Концепция создания САР на первый взгляд кажется довольно прогрессивной. В 2018г. была разработана и принята правовая база по созданию Специального административного района (САР) в Калининграде и о. Русский (Приморье) с целью вывода средств международных компаний и их реинвестирования в РФ. Предполагается, что создание САР поможет повысить инвестиционную привлекательность региона и страны в целом.

Однако, согласно актуальной статистике, не смотря на наличие правовой базы, Калининград не получил серьезный толчок в экономическом и инвестиционном развитии, т.к. существуют некоторые проблемы функционирования САР, которые этому препятствуют.

На наш взгляд одной из основных проблем является отсутствие отдельной судебной системы для разрешения споров, возникающих в САР, именно по английскому праву и на английском языке, так как именно английское право наиболее известно и знакомо большинству иностранных компаний.

К сожалению, отсутствие даже локального (в пределах САР) применения норм иностранного права и внедрения необходимых правовых институтов оказывает негативное влияние на развитие данного специального административного района и инвестиционной привлекательности России в целом.

Стоит заключить, что для современной России может быть критической ошибкой выбор пути самоизоляции и «гипер-патриотизма», отвергающего разумное внедрение институтов, основанных на применении иностранного права, а также сама правовая рецепция в рамках международных диалогов.

https://echo.msk.ru/blog/advokat_sazonov/2520279-echo/