РФ: +7 495 280 36 69 office@advokat-sazonov.ru
ОАЭ: +971 52 652 27 72 office@advokat-sazonov.ru
Китай: +86 150 1143 2070 office@advokat-sazonov.ru
Контрабанда в свете изменений таможенного законодательства

Пресс-центр

Контрабанда в свете изменений таможенного законодательства

Контрабанда в свете изменений таможенного законодательства

18 апреля Пленум Верховного Суда РФ рассмотрел проект постановления о судебной практике по делам о контрабанде. Постановление направлено на обеспечение единообразного применения судами норм уголовного закона об ответственности за контрабанду (ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ).

Выступая с основным докладом по проекту, судья ВС РФ Олег Зателепин пояснил: необходимость принятия документа обусловлена тем, что в сфере правового регулирования таможенных отношений, имеющей первостепенное значение для рассмотрения уголовных дел о контрабанде, за последние 10 лет произошли кардинальные изменения. Они связаны с углублением интеграции в экономической области в рамках СНГ: образование ЕВРАЗЭС, принятие в 2009 г. Таможенного кодекса Таможенного союза, заключение в 2014 г. Договора о ЕАЭС, вступившего в силу с 1 января 2015 г.

Представленный проект состоит из преамбулы из 22 пунктов. В нем сохранены правовые позиции ВС РФ, сформулированные в Постановлении Пленума ВС РФ от 2008 г. и не потерявшие своей актуальности на сегодняшний день (п. 6, 7, 8, 9, 10, 13,14, 21 проекта), разъясняющие способы незаконного перемещения товаров и иных предметов при контрабанде, момент окончания контрабанды, вопросы квалификации контрабанды при незаконном перемещении запрещенных предметов, понятие должностного лица, вопросы конфискации имущества.

Олег Зателепин остановился на пунктах проекта, вызвавших дискуссию в ходе работы над ним. Так, в п. 5 при раскрытии понятия незаконного перемещения предметов через таможенную или государственную границу используется определение, содержащееся в п. 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза. В процессе обсуждения разработчики проекта отказались от отдельного разъяснения понятия незаконного перемещения через государственную границу. Решение этого вопроса, по их мнению, находится в компетенции законодателя, а не правоприменителя. Пункты 9, 10, касающиеся разъяснения момента окончания контрабанды, вызвали наиболее острую дискуссию среди членов рабочей группы. С учетом результатов обсуждения, а также положений Таможенного кодекса Таможенного союза за основу были взяты разъяснения Постановления Пленума ВС РФ от 2008 г.

На необходимость доработки спорных положений указали также некоторые участники заседания. Так, профессор кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия Сергей Скляров отметил, что определение момента окончания контрабанды согласно п. 9, 10 проекта не соответствует положениям п. 19 ч. 1 ст. 4 действующего Таможенного кодекса Таможенного союза, а также положениям п. 21 ч. 1 ст. 2 нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. По мнению Сергея Склярова, целесообразно признавать контрабанду оконченным преступлением с момента совершения лицом действий, непосредственно направленных на фактическое перемещение товаров через таможенную либо государственную границу.

По итогам заседания принято решение собрать редакционную комиссию, которая займется доработкой проекта постановления, а его рассмотрение продолжится на другом заседании Пленума ВС РФ.

Адвокат Татьяна Тистык отметила, что предлагаемый проект постановления окажет значительное влияние на судебную практику. Цель его принятия – обеспечить единообразное применение судами норм уголовного закона об ответственности за контрабанду.

Как подчеркнула Татьяна Тистык, постановление решает не все возникающие правоприменительные проблемы, однако разъясняет большую часть вопросов, накопившихся в сфере применения законодательства о контрабанде. Так, четко разъясняются понятия незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу или государственную границу, перечисляются способы незаконного перемещения товаров. Обращается внимание судов на то, что порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и ограничения наряду с законодательством РФ устанавливаются правом Евразийского экономического союза. Раскрыты вопросы квалификации отдельных видов преступлений, предусмотренных статьями УК РФ о контрабанде.

http://www.advgazeta.ru/newsd/2324