РФ: +7 495 280 36 69 office@advokat-sazonov.ru
ОАЭ: +971 52 494 10 60 office@advokat-sazonov.ru
Китай: +86 150 1143 2070 office@advokat-sazonov.ru
Порядок исключения из санкционных списков в США

Пресс-центр

Публикации
Публикации: Порядок исключения из санкционных списков в США
10 Марта 2020
Порядок исключения из санкционных списков в США

Порядок исключения из санкционных списков в США

Согласно законодательству США, исключение из санкционных списков возможно в административном и судебном порядке. Полномочным органом, рассматривающим заявления об исключении из списков, является Управление по контролю над иностранными активами Федерального Казначейства США. Законодательством не установлены сроки рассмотрения заявления и дачи мотивированного ответа, поэтому данная процедура может затянуться на длительное время.
Согласно буквальному толкованию части «d» § 501.807 CFR 31 (Code of Federal Regulations) для положительного результата обращения заявителю необходимо убедительно доказать, что какими бы ни были мотивы OFAC (Office of Foreign Assets Control) относительно включения его имени в «список запрещенных лиц», они не соответствуют (или больше не соответствуют) действительности. В частности, он может представить доказательства выхода из организации лица, имеющего санкционные ограничения, или увольнения его из организации (компании), которая находится под санкциями. Кроме этого, субъект, обладающий большой долей в санкционном предприятии, может предложить передачу этой доли другому неподконтрольному ему лицу.
Представлять интересы субъекта о снятии с него санкций в суде США могут граждане США, иностранцы с постоянным местом жительства в Соединенных Штатах либо организации, созданные в соответствии с законодательством США. Рассматривать такие заявления могут только федеральные суды (28 U.S. Code § 1331), расположенные по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявители при этом обязаны доказать, что у суда имеются полномочия рассматривать данное заявление. В частности, должен быть доказан факт причинения вреда правам и законным интересам заявителя. Пересмотр решения Федерального Казначейства возможен, если будет доказан факт самоуправства, произвола или превышения полномочий или если решение вынесено «не в соответствии с законом». Согласно этому стандарту, решение суда не может заменять решения органов исполнительной власти, но суд вправе обязать OFAC изучить ту или иную информацию, в том числе касающуюся причинной связью между установленными обстоятельствами дела и сделанным выбором  и подготовить отчёт о совершённых действиях.
Суды не принимают доводы о том, что включение в список было незаконным, если информация, которая послужила основанием для такого включения, была получена из ненадёжных источников – статьи из интернета, иные средства массовой информации или информация от третьих лиц. Также суды не отменяют решения OFAC в случае незначительных формальных нарушений, за исключением случаев, когда эти нарушения повлияли на результат решения. Однако суды указывают, что процессуальные нарушения являются серьёзными в случае, если государственные органы не представляют мотивированные причины принятия того или иного решения. Так, в деле Al Haramain (Al Haramain Islamic Found., Inc. v. U. S. Dep t of Treasury, 686 F.3d 965 at (9th Cir. 2012)) Казначейство более четырёх лет не могло изготовить документ, содержащий причины включения в санкционные списки. Суд усмотрел в данном деле нарушение права на судебную защиту.
Суды США почтительно относятся к решениям OFAC и стараются не замечать процедурные недостатки их решений, предоставляя ведомству широкие полномочия санкционного воздействия. Их нежелание пересматривать решения OFAC значительно ограничивает шансы заявителей восстановить нарушенные санкциями права в судебном порядке.