РФ: +7 495 280 36 69 office@advokat-sazonov.ru
Альтернативное взыскание алиментов

Пресс-центр

Публикации
Публикации: Альтернативное взыскание алиментов
13 Сентября 2017
Альтернативное взыскание алиментов

Альтернативное взыскание алиментов

Эксперты неоднозначно отнеслись к предлагаемым законопроектом изменениям, указав на их недостатки. В частности, было отмечено возможное злоупотребление незаконопослушными должниками и то, что бремя содержания ребенка, родителя которого ФССП не может отыскать в течение года, переходит на государство, а в конечном счете – на граждан.

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила законопроект Минюста «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона “Об исполнительном производстве” и часть первую статьи 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», направленный на совершенствование законодательства в части розыска должников, уклоняющихся от уплаты алиментов.

В соответствии с проектом предлагается заканчивать исполнительное производство и возвращать исполнительный документ взыскателю, если в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике розыск оказался безрезультатным и все меры по обнаружению его места нахождения исчерпаны. При этом судебный пристав-исполнитель обязан разъяснить взыскателю право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим. Изменения также вносятся в ст. 278 ГПК РФ, устанавливающую перечень действий судьи после принятия заявления ‎о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. В частности, приняв заявление, судья будет запрашивать информацию у Федеральной службы судебных приставов.

В настоящее время у судебных приставов имеется равный по значимости механизм сбора полной и точной информации о разыскиваемых гражданах, являющихся должниками, которая может использоваться судом для разрешения вопроса о признании гражданина безвестно отсутствующим. Такие функции ФССП получила еще 1 января 2012 г. Тем не менее суды не запрашивают у судебных приставов такую информацию, потому что ч. 1 ст. 278 КГ РФ не учитывает таких полномочий.

Как указано в заключении Аппарата Правительства РФ (имеется в распоряжении «АГ»), на практике это приводит к тому, что судами выносятся решения об отказе в признании безвестно отсутствующими должников, мотивированные тем, что заявитель не обращался с заявлением о розыске в МВД. В то же время МВД отказывает в приеме заявления на розыск граждан, являющихся должниками, поскольку их розыск отнесен к компетенции судебных приставов-исполнителей.

Оценивая эффективность предлагаемого решения, Административный департамент Правительства РФ сообщил, что законопроект не содержит серьезных противоречий, а его принятие не повлечет за собой негативных последствий, а также назвал его подлежащим к одобрению на Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности для последующего рассмотрения на заседании Правительства РФ.

Напомним, что ранее «АГ» сообщала об общественном обсуждении проекта закона. Тогда адвокат АБ «Хазов, Кашкин и партнеры» Евгений Тарасов негативно оценил поправки, назвав их «попранием конституционных основ социального государства». По его мнению, законопроектная работа Минюста в данном случае носит формальный характер, и ее цели не соотносятся с реализацией поставленной задачи. «Вместо совершенствования законодательства в части розыска должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, предлагается снять обязанность по розыску через окончание исполнительного производства. Что при этом делать алиментополучателям?» – задается вопросом Евгений Тарасов.

Эксперт уверен, что долг по алиментам не должен списываться ни при каких обстоятельствах. «Окончание исполнительного производства по предложенным основаниям улучшит статистику ФССП, но не прибавит счастья детям», – заключил он.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина также нашла недостатки в предлагаемых изменениях. Эксперт считает, что законопроект в системе действующего правового регулирования не доработан: «Согласно предлагаемой формулировке ФССП будет возвращать исполнительный документ заявителю, если “в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике по исполнительному документу о взыскании алиментов не установлено место его нахожденияˮ. Возникает вопрос: с какого момента пристав будет отсчитывать год?»

Кроме того, эксперт указала, что наиболее спорным положением обсуждаемого законопроекта является тот факт, что бремя содержания ребенка, родителя которого ФССП не может отыскать в течение года, переходит на государство, а в конечном счете на граждан России как на налогоплательщиков. Анна Минушкина привела показания статистики: «Сегодня пенсия по потере кормильца составляет 4959,85 руб., если ребенок потерял одного родителя. Если рассчитать, сколько в месяц государство станет тратить на выплату пенсий по потере кормильца после принятия законопроекта, то получится 250 799 775,1 руб. Это в месяц. А в год – более 3 млрд. И цифра будет расти, поскольку злоупотребления со стороны недобросовестных родителей неизбежны».

Руководитель Московского офиса КА «Сазонов и партнеры» Екатерина Козакевич согласна с тем, что наделение приставов новыми правами в первую очередь направлено на снижение нагрузки ФССП и улучшение статистики, связанной с увеличением количества отработанных исполнительных производств, нежели на восстановление нарушенных неплательщиками прав граждан.

Эксперт также указала на существенные недостатки в механизме исполнения законодательной инициативы. В частности, она отметила, что, несмотря на кажущуюся привлекательность нововведения, возникает резонный вопрос о возможном злоупотреблении незаконопослушными должниками, в том числе неплательщиками алиментов, механизмом признания лица безвестно отсутствующим или умершим с целью снятия с себя всех имеющихся денежных обязательств.

Также Екатерина Козакевич напомнила, что по факту живые люди ошибочно могут быть признаны умершими. Это приведет к прекращению их правоспособности, в связи с чем живые люди будут лишены доступа к государственным услугам и иным социальным гарантиям.

http://www.advgazeta.ru/newsd/3010